Если раньше маркировка затрагивала только розничную торговлю, то с недавних пор все изменилось. С сентября 2022 года передавать сведения о маркированной продукции должны не только производители и продавцы магазинов, но и рестораны. Рассказываем подробнее, как подготовиться к маркировке, как с ней правильно работать, и для чего она нужна.
Что такое маркировка и для чего она проводится?
«Честный Знак» — система обязательной маркировки, которая должна защитить потребителей от некачественной продукции. Система разработана и внедрена Центром развития перспективных технологий еще в 2017 году как эксперимент по контролю за оборотом лекарств. Но сейчас все больше и больше товарных групп попадают под обязательную маркировку, в том числе это касается товаров, которые используют заведения общественного питания.
Например, к таким товарам относятся:
- Алкоголь
- Табачная продукция
- Рыба и мясо
- Молочная продукция
- Бутилированная вода
Как и когда это коснется ресторанов?
Молочная продукция
С 1 сентября 2022 года становится обязательной передача сведений в систему маркировки об обороте и выбытии мороженого и сыров со сроком годности 40 дней и менее при розничной реализации.
С 1 сентября 2022 года становится обязательной передача сведений в систему маркировки об обороте и выбытии остальной маркированной продукции со сроком годности 40 дней и менее при розничной реализации.
С 1 сентября 2022 года становится обязательной передача сведений в систему маркировки об обороте и выбытии маркированной продукции сроком годности более 40 дней при розничной реализации.
С 1 декабря 2023 года становится обязательной передача сведений в систему маркировки об обороте и выбытии молочной продукции для сегмента HoReCa и госучреждений. То есть с 1.12.2023 года все рестораны и отели должны отчитываться о выбытии молочной продукции, даже если она используется для собственных нужд. Подробнее рассказали здесь.
Поэкземплярный учет молочной маркированной продукции для всех участников оборота намечен на 2025 год. Таким образом, обязательным будет указание кода товара и количество выводимого товара с указанием конкретных единиц маркированного товара
Упакованная вода
С 1 марта 2023 года продажа любых типов упакованной питьевой воды, обязательно с использованием онлайн-касс. Это касается продажи воды от кассы, когда гостю продается вода в потребительской таре. При продажи воды без упаковки (например, если вода наливается в графин или стакан) и выносится на стол, а оплата происходит посредством пречека - сведения о такой продажи подаются с помощью ЛК «Честный Знак».
С 1 декабря 2023 года и ресторанам, и отелям, приобретающим упакованную для использования в целях, не связанных с ее последующей реализацией (продажей), необходимо представлять в информационную систему мониторинга сведения о выводе из оборота указанной продукции. Подробнее рассказали здесь.
Пиво и слабоалкогольные напитки
С 15 января 2024 года старт работы с пивом и слабоалкогольными напитками в кегах. Розничные магазины и предприятия сферы HoReCa, осуществляющие продажу пива и слабоалкогольных напитков в кегах, должны передавать в систему маркировки данные о частичном выбытии пива и слабоалкогольных напитков, упакованных в кеги, при их реализации в розлив. Подробнее мы рассказали тут.
С 1 июня 2024 года старт обязательного вывода из оборота пива и слабоалкогольных напитков, упакованных в потребительскую упаковку.
Как подготовиться ресторанам к работе с «Честным Знаком»
- Зарегистрироваться в системе маркировки «Честный знак». Для этого понадобится электронная подпись организации (УКЭП), ее необходимо выпустить, если ранее не было необходимости в ней.
- Подключить ЭДО. Именно с помощью электронного документооборота происходит обмен УПД с поставщиками. И с помощью ЭДО ресторан отправляет сведения о выбытии маркированной продукции.
- Обновить программное обеспечение. Программа, с которой работает заведение, должна быть актуальной версии, которая поддерживает работу с маркировкой по всем правилам.
- Приобрести 2D-сканер. Скорее всего, они есть уже во всех кафе и ресторанах, но если вдруг ранее в нем не было необходимости, то обязательно нужно купить сканер.
Всю эту подготовку необходимо сделать заранее, поскольку каждый этап займет какое-то время. В случае возникновения вопросов или сложностей, мы готовы вам помочь на каждом этапе.
Для всех наших клиентов, кто начинает работать с маркировкой, мы предоставляем полный комплекс услуг по настройке, подключению и обучению:
- Мы обновим программное обеспечение r_keeper на необходимую версию и настроим интеграцию с системой «Честный знак»
- Обновим ваши фискальные регистраторы, чтобы они поддерживали работу с маркировкой и корректно отправляли сведения о проданной продукции
- Подключим и настроим 2D-сканеры для корректного считывания кодов DataMatrix
- Обучим работе и проконсультируем по любым возникающим вопросам.