Для начала разберемся, что такое ЕГАИС, для чего он всем нам нужен, и какие есть нюансы для общепита при работе в данной системе. Итак, ЕГАИС, она же Единая государственная автоматизированная информационная система - система, предназначенная для государственного контроля за объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукцией. Другими словами, это огромная база, с помощью которой контролируется вся алкогольная продукция от ее производства до продажи на кассе. И если вы производите или продаете алкоголь, то вы являетесь полноценным участником алкогольного рынка и должны быть подключены к этой самой системе. Это касается всех предприятий общественного питания, даже тех, кто продает только пиво.
Как начать работать в ЕГАИС
Если вы собираетесь продавать алкогольные напитки в заведении общественного питания, то вам необходимо подготовиться, чтобы соответствовать необходимым требованиям. Вам понадобится:
- Наличие квалифицированной электронной подписи (КЭП) на ключевом носителе Рутокен или JaCarta. С помощью этого ключа вы будете подписывать всю информацию, передаваемую в ЕГАИС.
- Товароучетная система, которая поддерживает работу с ЕГАИС - именно через нее будут происходить все основные взаимодействия. Этот пункт мы полностью берем на себя.
- Сканер штрих-кодов, с помощью которого вы будете считывать акцизные марки. Важно, что должен быть именно 2D-сканер. Если из алкоголя только пиво, то пока сканер не понадобится.
- Установленный универсальный транспортный модуль (УТМ), посредством которого будет происходить обмен данным с ФСРАР.
Ведение учета алкоголя в общепите
Любое действие с алкоголем должно отражаться в системе ЕГАИС. Под действиями мы понимаем следующие операции:
- Приемка. Вместе с фактической отгрузкой алкогольной продукции поставщик направляет в ЕГАИС электронную ТТН (товарно-транспортную накладную), в которое описан весь перечь партии отгрузки. При получении поставки вы все сверяете путем сканирования марок, а дальше отправляете подтверждение в ЕГАИС. Все, алкоголь встает на ваш баланс.
- Оформление возврата. Бывают ситуации, когда принятый ранее алкоголь нужно вернуть поставщику. Делается это не сложнее процедуры приемки. Точно также с помощью сканера вы добавляете нужные бутылки в документ и отправляете его в ЕГАИС. Поставщик, который в этой ситуации уже в роли получателя, также подтверждает, что накладную принял.
- Перемещение товара. Если у вас есть другие обособленные подразделения в рамках юридического лица, то законодательство позволяет перемещать алкоголь с остатков одного склада на другой. Эти действия тоже в обязательном порядке отражаются в системе ЕГАИС.
- Реализация. Если коротко, то в общепите под реализацией понимают факт вскрытия тары. Как и на приемке бутылок, здесь потребуется сканер, потому что списание может происходить только с указанием акцизной марки. Тут главное не забывать делать все вовремя и правильно, чтобы потом не пришлось бухгалтеру ломать голову.
- Списание. Кроме реализации алкогольной продукции, иногда приходится ее списывать и на иные цели: пересортица, порча, арест и другие. Правила те же: делаем акт, сканируем бутылки, отправляем в ЕГАИС.
Мы постарались коротко описать, чем предстоит ежедневно заниматься ответственным сотрудникам заведения. На самом деле, тут все намного проще чем кажется, если придерживаться основных правил. К тому же, на любом из этапов мы готовы проконсультировать и помочь в случае возникновения каких-то вопросов.
Подача алкогольной декларации в ФСРАР
Всех подробностей рассказывать не будем, но важно помнить, что ежеквартально вы, как владелец предприятия общественного питания, должны сдавать алкогольную декларацию. Делается это все в электронном виде, никуда ходить не нужно. Более того, если придерживаться всех правил и делать все вышеупомянутые операции вовремя, то сформировать алкогольную декларацию не составит никаких проблем.